Формирование уставного капитала имуществом: как оформить и внести

Виктория Мазонко, юрист
12.04.2022
Уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) может быть внесен деньгами, ценными бумагами и другим имуществом. Внесение имущества в уставный капитал позволяет употреблять это имущество в хозяйственной деятельности компании. Таким имуществом может быть оборудование, на котором рабочие будут производить продукцию, или программное обеспечение, разработанное учредителем ООО.
Рассмотрим способы внесения имущества на разных этапах существования компании.
* в данной статье речь идет только о движимом имуществе, право собственности на которое не подлежит государственной регистрации

Внесение имущества при создании ООО.

Для регистрации компании учредители представляют регистратору пакет документов, среди которых Решение/Протокол об учреждении ООО и устав Общества (если ООО не выбирает модельный устав). В случае создания ООО с имущественным вкладом в этих документах должен содержаться перечень имущества и его денежная оценка в национальной валюте.
В уставе ООО определяется срок, в течение которого учредители должны внести свой вклад в уставный капитал. Факт внесения подтверждается актом приема-передачи имущества, подписанным учредителем с одной стороны и Обществом, от имени которого действует директор с другой. Если имущество вносят несколько учредителей, то актов должно быть соответствующее количество.

Что касается порядка внесения, то он следующий:
1. Подготовка пакета документов, среди которых Решение/Протокол о создании компании и уставе ООО с указанием перечня имущества и его оценкой.
2. Нотариальное удостоверение подписей на указанных документах и их подача регистратору.
3. Составление и подписание Акта приема-передачи имущества в уставный капитал Общества в срок, предусмотренный уставом Общества.
С момента подписания указанного акта право собственности на имущество принадлежит ООО.

Увеличение размера уставного капитала за счет дополнительных вкладов.

Здесь процедура несколько иная, она определена Законом Украины «Об ООО и ОДО» и может быть усложнена уставом именно вашей компании. Следовательно, ниже приведена общая процедура, определенная Законом и уставами, которые мы разрабатываем для наших клиентов.
Государственная регистрация увеличения уставного капитала допускается только после внесения всеми участниками общества своих вкладов в полном объеме — это определено ст. 16 ЗУ «Об ООО и ОДО». Следовательно, порядок увеличения уставного капитала следующий:
1. Подписание Решения/Протокола о планировании увеличения уставного капитала. В этом документе должна содержаться информация о том, что дополнительный вклад вносится имуществом, перечень и оценка стоимости такого имущества, распределение долей в уставном капитале ООО после внесения имущества, коэффициент отношения суммы увеличения к размеру доли (вычисляется новая сумма/старая сумма = коэффициент), а также срок внесения имущества (не может превышать 1 год).
2. Передача дополнительного вклада в ООО, которая оформляется Актом приема — передачи имущества.
3. Подписание Решения/Протокола об утверждении увеличения уставного капитала и его нотариальное удостоверение. Следует отметить, если устав вашего ООО содержит информацию о размерах долей в уставном капитале и стоимость таких долей меняется — устав подлежит замене.
4. Нотариальное удостоверение подписей на указанных документах и их подача регистратору.

Образцы решений по внесению имущества в уставный капитал.

И напоследок, хотим поделиться с вами образцами решений, упомянутых в статье. Если учредителей ООО несколько — изменяйте название документа на «Протокол Общего собрания Участников…» и добавляйте раздел «Слушали».

Если у вас возникли вопросы по теме статьи — мы всегда на связи по номеру, указанному на сайте!