Уставный капитал ООО - 5 важных вопросов

Виктория Мазонко, юрист
29.04.2022
Как определиться с размером уставного капитала? Как внести уставный капитал? Какие документы подтверждают внесение уставного капитала? Зачем сохранять подтверждение его внесения?

Эти вопросы мы часто слышим от наших клиентов, решивших зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО). Разберем поочередно.

Какой размер уставного капитала указать? Какие критерии определения размера?

Уставный капитал — это совокупность вкладов учредителей ООО. Размер взноса в уставный капитал — это та сумма, которой рискует участник общества при осуществлении предпринимательской деятельности через ООО. То есть если он внес 100 000 грн, то наибольший его личный риск — это невозможность возврата этих 100 000 грн.
Также нужно помнить о том, что ваш уставный капитал — это те деньги, на которые компания будет существовать до того, как начнет приносить доход. Поэтому для определения актуального для вас размера уставного капитала, вам нужно составить бизнес-план и отталкиваться от него.
Для начала, формируем статьи расходов. К ним относятся расходы по заработной плате сотрудников (как минимум директора), налоги, расходы на закупку оборудования, товаров, аренду, рекламу и т. д.
Далее планируем деятельность и определяем, в какое время поступления от контрагентов компании начнут равняться размерам затрат и превышать их.
Обычно именно так мы высчитываем рекомендации для клиентов. Однако существуют и другие факторы, они всегда индивидуальны. Кстати, действующее законодательство не имеет ограничений по размеру уставного капитала. То есть, он может быть в размере 1 коп. или десятков млн. грн.
Однако даже если ожидания по поступлениям не оправдались — трагедии нет. Вы всегда можете внести на счет компании финансовую помощь.
Уставный капитал может быть внесен имуществом. В этом законодательство вас тоже не ограничивает. Сами определяетесь с тем, какое имущество вносить, сами оцениваете и сами оформляете его внесение.

Как внести уставный капитал? Почему важно сохранить подтверждение его внесения?

Денежный вклад учредители вносят на текущий счет ООО в банковском учреждении по назначению платежа «взнос в уставный капитал ООО „НАЗВАНИЕ“». В подтверждение передачи денег учредитель получает квитанцию о внесении необходимой суммы.
Имущественный вклад вносят после его оценки по акту приема-передачи имущества в уставный капитал. В подтверждение исполнения обязанности по внесению доли в уставный капитал ООО у учредителя остается подписанный акт приема-передачи имущества и решение (протокол), в котором учредители определили стоимость имущественного взноса.
Эти документы обязательно должны храниться обеими сторонами во избежание будущих конфликтов.

Каковы последствия утраты документов по внесению уставного капитала?

Во-первых, внесение своей доли в уставный капитал ООО в указанный срок — это обязанность учредителя (участника) и в случае его невыполнения наступают неблагоприятные последствия. Например, за просрочку внесения вклада должника могут исключить из состава участников или перераспределить частицы таким образом, что доля должника уменьшится.
Существует масса примеров, когда участник вовремя внес свой вклад, однако был исключен из состава учредителей без его согласия. Тогда такой учредитель вынужден обратиться в суд и доказать, что он должным образом выполнил свою обязанность и действия его учредителей неправомерны. Доказательствами по этому делу станут названные выше документы.
Во-вторых, допустим возможная продажа доли в уставном капитале.
В таком случае учредитель передает за деньги свою долю в уставном капитале ООО другому лицу. С инвестиционной прибыли, полученной в результате продажи, нужно будет уплатить налоги. Вычисляется такая прибыль следующим образом:
Доход, полученный от продажи доли — сумма документально подтвержденных расходов на формирование доли = инвестиционная прибыль.
Следовательно, наличие документального подтверждения уплаты стоимости доли в уставном капитале ООО — это возможность в будущем уплатить меньший налог с полученной от продажи суммы.

Если у вас еще остались вопросы по этой статье — приглашаем вас на консультацию, где наши специалисты ответят на все ваши вопросы.