Особенности увольнения директора ООО

Сергей Стародуб, юрист
12.10.2022
Что делать, если собственник не может или не хочет увольнять директора?

Директор ООО имеет такие же трудовые права, как и другие сотрудники той же компании. Но одно отличие — данные директора вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. И чтобы поменять директора и внести новые данные в указанный реестр необходимо нотариально заверенное решение (протокол) общего собрания учредителей ООО. Но бывают случаи, когда директор хочет уволиться, а собственники ООО не хотят ничего делать либо с ними нет связи. Например, если учредители — иностранцы, которые просто бросили компанию в Украине.

Что делать и как же в таком случае уволиться? Ситуация не безвыходная, хотя придется приложить усилия и совершить ряд действий.

Для начала следует изучить трудовой договор (контракт) с директором, в котором могут быть условия увольнения, отличающиеся от указанных в КЗОТ. Например — срок уведомления об увольнении может быть больше 2 недель или ещё что-то. Законодательством предусмотрено, что трудовой договор с директором должен быть, но на практике его не всегда подписывают. Если же контракта нет — смотрим стандартные условия увольнения в КЗОТ.

Для увольнения директор отправляет на адрес компании заявление об увольнении, адресованное общему собранию учредителей. Организация общего собрания относится к компетенции директора, и он отправляет всем учредителям уведомления о проведении общего собрания. Отправка должна быть ценным письмом с детальной описью вложения — для сохранения доказательств подачи заявления и отправки уведомлений. Следует учесть, что законодательством предусмотрено, что о проведении общего собрания участники уведомляются не менее чем за 30 дней. Но Уставом ООО может быть предусмотрен иной срок — как больше, так и меньше. При написании заявления на увольнение следует этот нюанс учитывать. Также нужно помнить, что по КЗОТ заявление подается «за две недели до». Это значит, что срок на пересылку письма нужно добавить к сроку, за который надо уведомлять об увольнении.

Важный момент — директор рассылает письменные уведомления по официальным адресам учредителей, что указаны в ЕГР. Отправка в электронной форме или на другие адреса — возможна. Но только как дополнительное действие. Хотя, Устав может предусматривать и иной способ.

Далее. Если собственники не внесли информацию о смене директора в ЕГР- есть несколько вариантов действий.

Первый — не делать ничего. Это объясняется тем, что действующее трудовое законодательство Украины не устанавливает отдельных требований к увольнению директора. Соответственно, когда в указанный в заявлении день сотрудник не вышел на работу — трудовые отношения являются прекращенными. Разумеется, при условии, что заявление оформлено и подано надлежащим образом, а срок, указанный в нем — соответствует КЗОТ. Для увольнения по собственному желанию — это 2 недели. Можно дополнительно уведомить налоговую о факте увольнения.
Но при этом варианте в ЕГР и в налоговой останутся данные директора и запись о том, что он директор. И есть риск того, что налоговая служба может оштрафовать директора за неподачу отчётов, поскольку она пользуется данными именно из ЕГР, а потом, соответственно, государственный исполнитель внесет запись в реестр должников и начнёт процедуру исполнения. Это может привести и к блокировке денег на личном счету, и к другим последствиям исполнительного производства.

Второй вариант — на основании указанных выше документов подать иск в суд и на основания решения суда внести изменения в ЕГР. С точки зрения правовой защищенности этот вариант более предпочтителен, поскольку и в решении суда указывается о факте увольнения, и в ЕГР изменения вносятся, а значит никакой сотрудник налоговой или иного государственного органа уже не сможет требовать доказательств увольнения.

Что делать с печатью, документами компании, ЭЦП и т. д.
Электронные цифровые подписи связаны непосредственно с должностным лицом, то есть — директором. Поэтому передавать их никуда не нужно. А вот аннулировать — не будет лишним. Остальные же документы, в том числе регистрационные, бухгалтерские и другие, являются собственностью компании. Соответственно необходимо передать их компании. Здесь не может быть универсальных советов, поскольку у компании может просто не быть постоянного офиса, а юридический адрес бывает купленным (арендованным). В таком случае вроде бы, как и негде оставить документы. С другой стороны — и хранить их у себя директору нет смысла, ведь к компании он уже не имеет отношения. В таком случае можно попробовать отправить всё на адрес учредителя с максимальной долей в уставном капитале. Но важно сохранять все доказательства отправки.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы — мы готовы помочь Вам консультацией, подготовкой документов в суд или можем полностью сопроводить весь процесс в суде.